Функциональная грамотность
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. | |
---|---|---|
2. Естественно-научная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями. | |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. | |
4. Финансовая грамотность | Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. | |
5. Креативное мышление | Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. | |
6. Глобальные компетенции | Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем. |
Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся.
Формирование функциональной грамотности обучающихся – одна из задач стратегического развития Российской Федерации. Понятие функциональной грамотности включает в себя способность учащихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства.
Методические материалы
- Что значит быть грамотным – методические рекомендации для детей и родителей
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке
- Примеры открытых заданий PISA
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов
- Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования)
- Сборник математических задач "Основы финансовой грамотности"
- Mетодические рекомендации к сборнику математических задач
- Учебно-методические материалы "Финансовая грамотность в математике"
- Cборник практических задач по управлению личными финансами в рамках школьного курса математики и материалов по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ
- Оценка функциональной грамотности учащихся основной школы. Разработка измерительных материалов.
Памятки для родителей
Ресурсы по формированию функциональной грамотности
Федеральные ресурсы
Комплекты учебно-методических кейсов для региональных методистов и учителей-предметников по актуальным вопросам формирования функциональной грамотности (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»):
-
КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ) ГРАМОТНОСТИ
-
КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (МАТЕМАТИЧЕСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ
-
КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ
-
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // fg.resh.edu.ru
-
Руководство пользователя с инструкцией для получения доступа к банку заданий
-
Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
-
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) // fipi.ru